Почему залегают кольца в двигателе? — таким вопросом задаётся всё больше и больше автовладельцев. Если 15-20 лет это не было настолько распространённым явлением, то в современных моторах эта проблема становится всё актуальнее. В первую очередь это связано с постоянными растущими требованиями к двигателям, как в плане снижения вредных выбросов, так и в плане повышения топливной экономичности. Из-за этих требований всё чаще производители поднимают рабочую температуру двигателя, дабы увеличить эффективность горения топливо-воздушной смеси. Часто, повышение этой температуры, не проходит безболезненно. И чтобы этого избежать, автопроизводители вводят новые спецификации моторных масел и охлаждающих жидкостей.
Почему залегают кольца? Причины:
- Перегрев. Происходит при непредвиденных неисправностях системы охлаждения двигателя. При это цилиндро-поршневая группа нагревается до температур бóльших, чем может выдержать моторное масло. Оно начинает гореть, и, как следствие, закоксовываются маслосъёмные кольца. При этом, перегрев может быть и локальным, в этом случае никаких отклонений рабочей жидкости по датчикам увидеть не возможно. Это может происходить из-за вспенивания антифриза.
- Топливо несоответствующего уровня качества. При этом, топливо имеет повышенное содержание примесей, которые в процессе горения топливо-воздушной смеси оседают на стенки камеры сгорания, поршень, и в канавках компрессионных колец.
- Частые поездки на короткие расстояния на не прогретом двигателе, холодные пуски в зимний период. В этих условиях двигатель находясь в состоянии «прогрева» также работает на обогащённой топливо-воздушной смеси, что дополнительно способствует образованию нагара.
- Масло, на котором работает двигатель неподходящего качества, и/или слишком большие интервалы замены. Масло при этом моторное масло не в состоянии полноценно защищать двигатель от отложений во всём периоде его эксплуатации. Пакет присадок в масле изнашивается раньше, чем в двигателе меняют масло. Именно по приине ухудшения свойств моторного масла, чаще всего и залагеют маслосьёмные кольца, что приводит к увеличенному расходу масла.
- Механический износ. В этом случае, закоксовывание уже является следствием износа. При этом варианте закоксовывание происходит именно из-за прямого попадания моторного масла в камеру сгорания. Попадает оно туда либо через маслосъёмные колпачки клапанов, либо через поршневые кольца.
- Внешние поломки. Это поломки которые сами по себе могут привести к попаданию масла в камеру сгорания, и как следствие повышенному образованию нагара. Обычно это неисправность систем вентиляции картерных газов, которая приводит к повышенному давлению в картере двигателя.
Что делать, чтобы избежать залегания колец?
- Важно в первую очередь следить за системой питания и системой охлаждения двигателя, дабы обеспечить правильное смесеобразование, и как следствие правильное горение топлива. Система охлаждения в полностью исправном состоянии не позволяет двигателю перегреваться практически при любых возможных нагрузках при гражданской эксплуатации.
- Использовать качественные масла и топливо. Как от первого, так и от второго зависит долговечность, и правильная работа вашего автомобиля.
- Во время подбора моторного масла, а в частности его вязкости внимательно отнестись к рекомендациям производителя автомобиля, и к климатическим условиям, при которых будет эксплуатироваться автомобиль. Стоит обратить внимание, что большинство автопроизводителей последние 10-15 лет уходят в сторону низковязких масел 0W-20 / 5W-20 / 0W-30 / 5W-30 при этом двигатель изначально рассчитан на эксплуатации на таких маслах, и заливая масла погуще, такие как 5W-40 или 10W-40 существует риск увеличить температуру поршня в рабочем режиме, т.к. густое масло менее эффективно его охлаждает.
- Если автомобиль эксплуатируется в городских условиях, с частыми прогревами и поездками на короткие расстояния, будет рационально раз в 15-20 тысяч километров использовать промывки топливной системы (бензин / дизель), и промывки масляной системы, которые будет минимизировать последствия такого режима эксплуатации.
Важно понимать, что чаще всего, интервал замены в 15 000 км при городских условиях движения будет губительным для мотора, и в долгосрочной перспективе приведёт к лако- и шламообразованию. Особенно, это актуально для холодных регионов. В период отрицательных температур при нагреве/охлаждении мотора, в нём неминуемо будет образовываться конденсат. Наверное многие видели такие отложения на пробках маслозаливной горловины.
Текста по итогу написано не мало, но весь его смысл можно свести только к своевременному техническому обслуживанию, применению подходящих рабочих жидкостей, и использованию качественного топлива (особенно на моторах FSI / GDI).